Административное обследование, как форма государственного земельного надзора

С 1 января 2015г. Федеральным законом от 21июля 2014 года №234-ФЗ введена процедура административного обследования земельных участков.  Вступил в силу федеральный закон, который существенно усовершенствовал процесс осуществления государственного земельного надзора. Вслед за упрощением процедуры получения земли от государства серьезно усилен надзор за ее использованием.

Административное обследование является составной частью государственного земельного надзора, таким образом,  в арсенале инспекторов по использованию и охране земель, помимо  плановых и внеплановых проверок в рамках государственного земельного надзора, появился новый инструмент выявления и обнаружения нарушений земельного законодательства Российской Федерации – административное обследование.         

Правила проведения административного обследования утверждены постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 251.

Административное обследование объектов земельных отношений проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора в форме плановых и внеплановых проверок. Административное обследование объектов земельных отношений осуществляется в приоритетном порядке в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых выше показателя кадастровой стоимости в соответствующем муниципальном образовании, земель, востребованных в гражданском обороте, а также земельных участков, которые в случае их изъятия в связи с ненадлежащим использованием могут быть предоставлены гражданам и организациям.

Суть данной процедуры заключается в том, что должностные лица государственного земельного надзора самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований исследуют состояние и способы использования объекта земельных отношений на основании информации, имеющейся во всех доступных, легальных источниках. При этом должностные лица не взаимодействуют с правообладателями земель.

На практике процедура административного обследования выглядит так.   

Госземинспектор, изучая открытые источники информации, обнаруживает, например, самое распространенное земельное правонарушение - самовольное занятие земельного участка, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С помощью данных Единого государственного реестра недвижимости (включающего кадастр недвижимости и  реестр прав на недвижимость), публичной кадастровой карты, правил землепользования и застройки, внешнего визуального осмотра объекта земельных отношений (земельного участка) госземинспектор устанавливает юридические обстоятельства, затем составляет акт административного обследования и представляет его на утверждение вышестоящему должностному лицу. Затем в случае необходимости в установленном законом порядке проводится внеплановая проверка. Окончательные выводы о наличии факта нарушения и привлечении виновных лиц к ответственности будут сделаны только по итогам внеплановой проверки. Законопослушным правообладателям, совершенно точно, опасаться нечего. Процедура административного обследования объекта земельных отношений не дает возможностей для необоснованного привлечения к ответственности.  В отношении же нарушителей у земельных инспекторов появился новый мощный инструмент фиксации нарушений.

Результаты административного обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений либо, в случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений, признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства.

Административное обследование объекта земельных отношений имеет срок периодичности его проведения. В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, следующее административное обследование данного объекта земельных отношений может быть произведено не ранее, чем через два  года. Кроме того правообладатель объекта земельных отношений не может быть включен в ежегодный план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства в течение следующих трех лет с момента проведения административного обследования объекта земельных отношений, если по результатам такого обследования не установлено в отношение него признаков нарушений земельного законодательства.

Поскольку привлекать к административной ответственности за нарушение требований земельного законодательства могут не только органы земельного надзора, Правительство РФ предусмотрело в Правилах проведения административного обследования передачу результатов обследования соответствующим органам для последующего проведения ими проверок, по результатам которых и будут приниматься решения о санкциях.

Результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации).  Опубликование осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений, в том числе связанных с защитой персональных данных.

Госземинспекторами  Межмуниципального отдела по Радищевскому, Старокулаткинскому и Павловскому районам Управления  Росреестра по Ульяновской области активно применяется административное обследование земельных участков при осуществлении государственного земельного надзора. Так, в 2015-2016 годах по результатам проведенных восьмидесяти административных  обследований, средний показатель выявленных нарушений составил 82 %,  по результатам плановых проверок  результативность  в 2016 году составила 36,2%.

Подводя итог вышесказанного, можно отметить, что применение административного обследования земельных участков существенным образом сказывается на эффективности осуществления государственного земельного надзора – результативности проведения проверок, поскольку при осуществлении данной формы надзорных мероприятий можно определить наличие или отсутствие нарушения земельного законодательства до проведения проверки в отношении того или иного лица. Тем самым исключить необоснованную проверку в отношении как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и граждан.

 

 

Заместитель начальника Межмуниципального отдела

по Радищевскому, Старокулаткинскому и Павловскому районам

Управления Росреестра по Ульяновской области    

А.В.Салихова


    Новости