Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Новоспасского района Ульяновской области»

Введение.

 

Администрация муниципального образования Новоспасский район Ульяновской области представляет Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Новоспасского района Ульяновской области (далее – Доклад)

Доклад является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения органов местного самоуправления Новоспасского района Ульяновской области, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан Новоспасского района систематизированной аналитической информацией о состоянии конкуренции в Новоспасском районе Ульяновской области.

Доклад служит основой для определения органами местного самоуправления приоритетных направлений деятельности по обеспечению конкуренции, а также для разработки законодательных мер по обеспечению конкуренции.

В докладе приведены основные итоги проводимой в Новоспасском районе  конкурентной политики, проанализированы и представлены результаты исследования состояния конкуренции в некоторых секторах экономики и на отдельных товарных рынках Ульяновской области, рассмотрены основные проблемы их функционирования.

 

 

Состояние и развитие конкурентной среды на рынках

товаров и услуг Новоспасского района.

 

1. Структурные показатели состояния конкуренции в Новоспасском районе.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области по состоянию на конец 2018 года, на территории Новоспасского района осуществляло деятельность 812 хозяйствующих субъектов. В сравнении с 2017 годом  количество хозяйствующих субъектов составило 101,9%, увеличение составило 15 единиц.

Количество хозяйствующих субъектов в расчете на 1000 человек  населения составляет 38,4 единицы.

 

2. Состояние и развитие конкурентной среды в малом и среднем бизнесе Новоспасского района.

 

По состоянию на конец 2018 года по статистическим данным численность индивидуальных предпринимателей в Новоспасском районе составляла 512 единицы.

 

Таблица

 

2014

2015

2016

2017

2018

Число индивидуальных предпринимателей, ед.

472

496

495

502

512

 

Начиная с 2014 года наблюдается увеличение количества индивидуальных предпринимателей, причинами чего явились действие Программы занятости населения (организация самозанятости) и действием региональных программ поддержки и развития предпринимательства.

В 2018 году в Новоспасском районе зарегистрировано 76 новых субъектов малого и среднего предпринимательства по данным УФНС по Ульяновской области.

Общее количество субъектов предпринимательства зарегистрированных в Новоспасском районе за 2018 год составило 597 ед. или 101,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

На территории Новоспасского района действует муниципальная программа «Программа повышения инвестиционной привлекательности Новоспасского района на 2012-2020 гг.», утверждённая постановлением администрации муниципального образования Новоспасский район Ульяновской области № 1251 от 15.12.2011г.

Так же принята и реализуется муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Новоспасском районе Ульяновской области на 2016-2020 годы» утверждённая постановлением администрации муниципального образования Новоспасский район Ульяновской области № 848 от 22.12.2015г.

В муниципальном образовании действуют следующие координационные органы в сфере развития малого и среднего предпринимательства:

1) Специализированная рабочая группа по выбору инвестиционных площадок, преодолению административных барьеров и развитию конкуренции на территории муниципального образования «Новоспасский район»  Ульяновской области, утверждённая  Главой района 23.12.2014г. В компетенцию данной рабочей группы входит урегулирование спорных вопросов в сфере малого и среднего предпринимательства Новоспасского района Ульяновской области.

2) Координационный Совет в сфере малого и среднего предпринимательства, осуществляющий свою деятельность в соответствии с Постановлением «Об утверждении координационного Совета в сфере малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Новоспасский район»  № 718 от 09.10.2012 года, деятельность которого направлена на устранение административных барьеров. При этом проблемные вопросы предпринимательского сообщества рассматриваются при непосредственном участии заявителей.

Главой района ежегодно формируется график личных встреч с представителями предпринимательского сообщества.

Данный формат определен в целях популяризации, повышения роли и престижности предпринимательского сообщества Новоспасского района и призван способствовать вовлечению в общественную жизнь как можно большее субъектов предпринимательской деятельности района, и как следствие выстраивание более доверительных отношений между бизнесом и властью.

Подобные встречи проходят ежемесячно, на которых предприниматели получают возможность обсудить с Главой района проблемные вопросы и рассмотреть пути их решения.

         Структурное подразделение       микрофинансовой организации фонда «Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области»

Основные задачи:

а) обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства к финансовым ресурсам посредством предоставления им займов и координации действий организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

б) Микрофинансовая деятельность. В 2018 году выдано 20 займов (80 % по отношению к аналогичному периоду 2017 г. (25 займов) на общую сумму 31,7 млн. руб. (73,4 % по отношению к аналогичному периоду 2017 г. (43,2 млн. руб.),

 

Автономная некоммерческая организация «Центр развития предпринимательства Новоспасского района Ульяновской области».

Основные задачи:

а) организационное, юридическое, налоговое сопровождение деятельности малого и среднего предпринимательства.                  

б) проведение маркетинга территории и формирование инвестиционных площадок для малого бизнеса.

в) информирование о действующих программах на муниципальном уровне, приём жалоб, предложений, консультирование.

г) бизнес-образование.

Оценка регулирующего воздействия

Все нормативные правовые акты,  затрагивающие развитие малого и среднего предпринимательства на территории района должны пройти оценку регулирующего воздействия и получить экспертное заключение. В связи с чем в 2015 году были приняты нормативные правовые акты регламентирующие:

- порядок проведения ОРВ;

- порядок проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов

- порядок разрешения разногласий по ОРВ;

- порядок разрешения разногласий по экспертизе.

За 2018 год было подготовлено 1 заключение по результатам оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, проведены 2 экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, а также проведен ряд мероприятий направленных на развитие процедур ОРВ на территории муниципального образования.

Распоряжением Правительства Ульяновской области №723-пр от 28.10.14 г. был утвержден Стандарт обеспечения благоприятного делового климата на территории Ульяновской области, где сформулированы новые принципы взаимоотношений бизнеса и власти, и рекомендованы внедрению на территориях муниципальных образований, состоящие из 19 требований (все требования Стандарта выполнены полностью).  Это гарантии, которые мы даем бизнесу в реализации его прав на предпринимательскую деятельность.

Специальная рабочая группа по выбору инвестиционных площадок, преодолению административных барьеров и развитию конкуренции.

Сфера компетенций:

- выработка решений по проблематике инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемых на территории муниципального образования  «Новоспасский район»;

- предварительное согласование возможности реализации бизнес – проектов на конкретных инвестиционных площадках муниципального образования  «Новоспасский район»;

- устранение отдельных административных барьеров местного значения, при взаимодействии субъектов малого и среднего предпринимательства с органами государственной власти, органами местного самоуправления Ульяновской

- внесение предложений Главе муниципального образования  «Новоспасский район» о привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, причастных к нарушению прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

 

Региональная неделя предпринимательских инициатив

Сфера компетенций: формирование благоприятного делового климата путем выработки совместно с предпринимательским сообществом предложений, направленных на упрощение условий ведения предпринимательской деятельности на основе практики сложившейся при взаимодействии предпринимателей с государственными органами и органами местного самоуправления, а также предложений по совершенствованию норм муниципальных, региональных и федеральных правовых актов, усложняющих условия ведения бизнеса.

Проведение недели предпринимательских инициатив проводится ежеквартально в течение недели организуются встречи с предпринимателями всех муниципальных образований Новоспасского района, где формируется максимальное количество предложений.

Подведение итогов осуществляется совместно с компетентными органами поступивших предложений от предпринимательского сообщества на предмет возможности их реализовать.

 

3. Состояние и развитие конкурентной среды в сфере образования.

 

Общая характеристика состояния конкуренции

 

Система образования Новоспасского района  представлена учреждениями:

- 12  общеобразовательных организаций, из них 3 школы с дошкольными группами;

- 11 дошкольных образовательных организаций;

- 2 учреждения дополнительного образования.

В МО «Новоспасский район» функционирует два учреждения дополнительного образования: МУДО Новоспасский ЦДТ  и МУ ДО Новоспасский ДЮСШ.

В МУ ДО Новоспасский ЦДТ в компьютерном классе, художественной студии, технических и творческих мастерских, спортивных, вокальных, драматических коллективах занимаются 1325 детей в 66 объединениях по 5 направлениям:

художественно-эстетической – 18 объединений 364 чел.;

туристско-краеведческой – 14 объединений 325 чел.;

естественно-научной – 5 объединений 96 чел.;

научно - технической – 11 объединений 215 чел.;

социально-педагогической – 18 объединений 325 чел.

 

В МУ ДО Новоспасский ДЮСШ организовано 39 спортивных объединений,  в которых занимаются 1262 человека. На базе ДЮСШ и ФОК «Центр-ЮГ» проводятся тренировки и соревнования по волейболу, баскетболу, тхеквондо, бокс, легкая и тяжелая атлетика, плавание. Из общего числа объединений 15 спортивных объединений организованы на базе образовательных организаций. Три раза в неделю в образовательных организациях проводят тренировки по волейболу и баскетболу среди обучающихся.

Общая численность детей занимающихся в кружках дополнительного образования на 01.01.2019 г составила 2587  чел., это составляет 88% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет в муниципальном образовании «Новоспасский район» Ульяновской области.

Численность детей в возрасте от 5 до 18 лет в муниципальном образовании «Новоспасский район» Ульяновской области составила  2940 человек.

 В 2017 году численность детей занимающихся в кружках дополнительного образования составила 2555 чел., это составило  88 % от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет. Общая численность детей в возрасте от 5 до 18 лет в муниципальном образовании «Новоспасский район» Ульяновской области по итогам 2017 года составила  2911 человек.

В области дополнительного образования в частных организациях,  конкуренция присутствует в услугах по реализации дополнительных образовательных программ по определенным направлениям развития детей, которые предоставляются как в государственных дополнительных организациях, так и в общеобразовательных учреждениях.

 

Информация о потенциальных рисках для бизнеса в курируемой сфере.

Основными проблемами, а, следовательно, и потенциальными рисками, препятствующими развитию бизнеса в негосударственных учреждениях, является недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствие возможных льгот субъектам малого и среднего предпринимательства по аренде помещений, недостаточная эффективность применяемых механизмов консультационной поддержки и обучения предпринимателей, особенно в сельской местности.

Проблемы (административные барьеры) для входа на рынок и причины данных проблем (барьеров).

Одной из проблем для входа на рынок образовательных услуг является отсутствие  предоставления аренды помещений с льготным налогообложением.

С целью выявления и пресечения необоснованных препятствий для предпринимательской деятельности руководитель ФК «Нефтяник» Абдуллин А.А. и Попечительский совет ООО «Проминвест» тесно взаимодействует с МУ ДО Новоспасский ДЮСШ, техникумом, ФОК «Центр-ЮГ», ФОК «Олимп». Данные  организации  предоставляют для футбольного клуба спортивные залы для тренировок.

Второй не менее значимой проблемой является проезд детей из отдаленных сел до места тренировки.

Плановое значение целевого показателя увеличение численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Новоспасского района и получающих образовательные услуги в сфере дополнительного образования в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, на 2017-2018 г. составляет 5 % от общего количества  детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет.

 

Меры по развитию конкуренции

С целью развития государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей организован футбольный клуб «Нефтяник», действующий  15 лет, в котором принимают участие 200 человек, это составляет 7 % от общего количества  детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет. Численность детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет в МО «Новоспасский район» составляет 2691 человек.

Ежегодно  футбольный клуб «Нефтяник» под руководством Абдуллина А.А. выезжает в различные города России для участия в  футбольном турнире с другими командами. Проезд, проживание и питание оплачивает Попечительский совет ООО «Проминвест» и Федерация футбола.

Ежегодно ФК «Нефтяник» под руководством Абдуллина А.А. выезжают в различные города России для участия в  футбольном турнире с другими командами. Проезд, проживание и питание оплачивает Попечительский совет ООО «Проминвест» и Федерация футбола.

В 2018 году ФК «Нефтяник» принял участие в Первенстве Ульяновской области по мини-футболу. Клуб выступил в четырех возрастных группах из шести (2 команды девочек и 2 команды мальчиков), которые в упорной борьбе заняли первые места в своих возрастных группах.

ФК «Нефтяник» также принял участие в Международном молодежном футбольном фестивале «Весенний кубок Краснодарской краевой федерации футбола», который проходил с 21 по 28 марта 2018 года в Геленджике, где заняли 2 место, став серебряными призерами фестиваля.

В 2018 году взрослая команда «Нефтяника» стала  четырехкратным обладателем Кубка и Суперкубка Ульяновской области по футболу.

В целях развития условий для конкуренции на рынке услуг дополнительного  образования разработан план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров и услуг в муниципальном образовании «Новоспасский район».

 

4. Состояние и развитие конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального комплекса.

 

Повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания населения является одним из главных направлений, реализуемых на территории Новоспасского района.

В 2018 году улучшение жилищно-коммунального обслуживания в Новоспасском районе осуществлялось в рамках реализации федеральных, региональных и муниципальных программ:

- государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Ульяновской области на 2014-2018 годы»;

- региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы»;

- федеральной целевой программы «Развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и другие.

Жилищный фонд Новоспасского района по состоянию на конец 2018 года составляет 583,8 тыс. кв.м., в т.ч. 379,3 тыс.кв.м. в индивидуальных жилых домах и  204,5 тыс. кв.м. в многоквартирных домах, или 101,6% к уровню 2017 года.

На территории Новоспасского района по состоянию на 1 января 2017 года  протяжённость воздушных линий  электропередач составляет 874,35 км; имеется 273 электроподстанции.

Всего на территории Новоспасского района действует 7 организаций коммунального комплекса.

В Новоспасском районе рынок услуг управляющих компаний, получивших лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, представлен одной организацией, а именно ООО «Уютный дом», поэтому в этой области деятельности конкуренция практически отсутствует. Этой управляющей компанией предоставляются услуги для 74  многоквартирных домов из 93 в Новоспасском городском поселении. Остальные многоквартирные дома находятся в непосредственном управлении.

          Основными показателями деятельности данной управляющей компании является на протяжении последних лет:

- снижение количества жалоб и обращений собственников помещений;

- наличие решений собственников помещений об утверждении планов ремонта и содержания общего имущества дома;

- своевременность предоставления отчетности собственникам помещений;

- повышение качества и стоимости выполнения работ, услуг.

К барьерам, препятствующим для вхождения на рынок управляющих компаний можно отнести следующие:

- значительный уровень износа коммунальной инфраструктуры;

- наличие задолженности за ЖКУ;

- низкая рентабельность отрасли;

- физический износ жилищного фонда;

- низкий уровень развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального комплекса.

 

 

5. Состояние и развитие конкурентной среды в транспортной сфере.

 

По состоянию на 01 января 2018 года на территории Новоспасского района пассажирские перевозки автомобильным транспортом по внутригородским маршрутам (по р.п. Новоспасское) осуществляется 2  перевозчика, которые являются индивидуальными предпринимателями. На пассажирских перевозках автомобильным транспортом по  муниципальным маршрутам работают 2 перевозчика: ОАО «Новоспасскавтотранс» -7 маршрутов и ИП Савкин М.И. – 2 маршрута.

На отдельных маршрутах в Новоспасском районе осуществляется как частными перевозчиками, так и государственными. Данная мера позволяет стимулировать конкурентную среду в разрезе каждого маршрута.

Администрацией муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области проводится работа по следующим направлениям:

- организация межмуниципальных маршрутов, начинающихся или заканчивающихся в муниципальных образованиях;

- организация муниципальных маршрутов;

- рассмотрение обращений граждан муниципального образования и меры реагирования на них;

- организация работы муниципальных комиссий по обеспечению безопасности движения;

- оказание методической помощи  в разработке и принятии нормативно-правовой базы по организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования;

- проведение совместных контрольных проверок за работой пассажирского транспорта.

Модернизация транспорта в Новоспасском районе ведётся в направлениях:

§  организация и обеспечение силами собственных промышленных предприятий ремонта подвижного состава и транспортной инфраструктуры;

§  обеспечение приоритета развитию транспорта, обслуживающего основные пассажиро - и грузопотоки в районе;

§  содействие привлечению инвестиций в модернизацию транспортной инфраструктуры района и развитие конкуренции среди транспортных предприятий различных форм собственности.

Модернизация транспортной и дорожной системы должна проводиться в соответствии с требованиями «Схемы территориального планирования МО «Новоспасский район» и с учётом характеристик и потребностей формируемых на территории промышленного и агропромышленного кластеров и перспективного рекреационного кластера. 

Учитывая стратегическую значимость транспортной инфраструктуры для социально-экономического развития Новоспасского района целесообразно разработать долгосрочную программу «Развитие транспортной инфраструктуры» с учётом разработок территориального планирования и демографических и инвестиционных прогнозов.

 

 

6. Состояние и развитие конкурентной среды в сфере торговли.

 

Потребительский рынок Новоспасского района остается одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов экономики.

За 2018 год оборот розничной торговли крупных и средних предприятий района  составил 951,7 млн. руб., или 117,9 % к уровню   2017 года (807,2 млн.руб.)

Одним из положительных направлений развития потребительского рынка Новоспасского района является совершенствование инфраструктуры розничной торговли, связанное, прежде всего, с укрупнением и специализацией торговых предприятий, постепенным переходом преимущественно на магазинные формы торговли.

На территории Новоспасского района насчитывается 172 торговых объекта стационарной розничной торговли, в том числе 84 сетевых торговых объектов, 88 несетевых торговых объектов.

Площадь торговых объектов составляет 18117,5 кв.м., в том числе для торговли продовольственными товарами 8130,4 кв.м., для торговли непродовольственными товарами 9987,1 кв.м.

Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов в 2018 году составила 886,1 кв.м. на 1 тыс. человек при нормативе 378 кв.м. на 1 тыс. чел. (234 % по отношению к нормативу), что выше фактической обеспеченности населения площадью торговых объектов 2017 года на 29,7 кв.м. на 1 тыс. чел.(856,4 кв.м) или на 3,4%.

В последние годы в Новоспасском районе наблюдается рост общего количества торговых объектов, как в продовольственной, так и в непродовольственной розничной торговле. Динамика роста в целом невысока, хотя отмечается более активное увеличение площадей сетевых форматов торговли.

В 2018 году открыто 2 торговых объекта, торговая площадь которых составила 400  кв.м., или 51,8 % по сравнению с 2017 годом  (771,7 кв.м). На 2018 год запланировано открытие еще 2 торговых объектов общей площадью 630 кв.м.

В целях обеспечения продовольственной безопасности населения и достижения социальной стабильности, недопущения необоснованного повышения цен, разработаны и утверждены мероприятия по стабилизации ценовой ситуации на продовольственном рынке района, администрацией района проводится  ряд мероприятий:

- расширение возможности реализации продуктов питания населению непосредственно сельхозтоваропроизводителями, в том числе путём расширения ярмарочной торговли;

- мероприятия, направленные на стимулирование торговли сельскохозяйственными  и продовольственными товарами, путём создания достаточного количества торговых мест для реализации товаров местным товаропроизводителям и владельцам   личных подсобных хозяйств;

 -мониторинг фактической обеспеченности населения площадью торговых объектов;

-организация торговли в формате «ярмарки выходного дня» (осуществляет ООО «Новоспасский рынок» - ежедневно, кроме понедельника);

 - ярмарки сельскохозяйственной продукции;

На данный момент действуют 1 фермерский магазин: магазин КФХ Гафурова, где реализуется  продукция молочного и мясного животноводства, мясо птицы и продукция растениеводства.

А также работают 4 специализированных магазина по реализации мяса и мясных полуфабрикатов.

В  районе проводятся сельскохозяйственные ярмарки (проведено  5  ярмарок в 2018 г.), где реализуется продукция местного производства: зерно, мука, крупы, мясо и мясные полуфабрикаты, рыба, яйца, масло растительное, масло сливочное, молоко, творог, сыры, картофель, овощи, яблоки на сумму 4,3 млн.руб.

На ближайшие годы в сфере торговли планируется:

- продвижение продукции местных товаропроизводителей;

- развитие многоформатной торговли;

          - развитие ярмарочной торговли.

 

7. Повышение уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в Новопасском районе.

 

На официальном сайте муниципального образования «Новоспасский район» в разделе экономика размещена информация о развитии конкуренции на территории Новоспасского района. Раздел находится по  ссылке http://novospasskoe.ulregion.ru/ekonomika/3465.html


    Новости