О соблюдении земельного законодательства

О соблюдении земельного законодательства

 

Земля в современной России все больше и больше становится предметом гражданско-правовых отношений, активнее участвует в экономическом обороте, оставаясь при этом невосполнимым природным ресурсом, средством производства и единственным местом обитания человека. Грамотное использование  земли – залог будущего планеты. Сохранение и восстановление естественных свойств земли – необходимый элемент управления земельными ресурсами.

Контроль, как правило, ассоциируется с властью, понуждением и целью «поймать», «заставить». Такое представление о контроле уводит в сторону от его главного содержания.

Государственный земельный надзор - это обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, предпринимателями, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Государственный земельный надзор осуществляют специально уполномоченные государственные органы в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Целью государственного земельного надзора является как сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан, так и обеспечение и защита гражданско-правовых прав и свобод в сфере земельных отношений.

 2 января 2015 г. Правительством Российской Федерации принято постановление № 1, утвердившее новое Положение о государственном земельном надзоре. Положением предусмотрено, что государственный земельный надзор осуществляется тремя государственными органами: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Основное отличие нового положения от ранее действовавшего разграничение компетенции органов не по отраслевому принципу (т.е. в зависимости от принадлежности проверяемого земельного участка к той или иной категории земель), а по направленности деятельности этих органов.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

- требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

- требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

- требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

- требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;

- требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

- требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Надзор за земельными участками как объектами гражданских прав — исключительная сфера деятельности Росреестра. Это контроль за правовой составляющей использования земельных участков как объектов права и недвижимого имущества, в том числе с учетом установленных обязательств и ограничений по их использованию, к которым, в частности, относятся правовой режим земель (устанавливаемый исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования) и использование участков в отведенных границах.

Надзор осуществляется в форме плановых проверок, проводимых в соответствии с утверждаемыми планами, внеплановых проверок и административных обследований.

Внеплановые проверки проводятся для контроля за исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений, а также в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации.

Административное обследование - исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), информации, полученной по результатам визуального осмотра. Административное обследование  проводится дистанционно, без взаимодействия с лицами, использующими земельные участки.

28.10.16 04:27

    Новости