Рострудом определен порядок осуществления госнадзора за соблюдением трудового законодательства

Приказом Роструда от 13.06.2019 № 160 утвержден Административный регламент осуществления Рострудом федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Регламентом определены:

1) порядок осуществления Рострудом и его территориальными органами - государственными инспекциями труда в субъектах РФ мероприятий по:

- госнадзору в установленной сфере деятельности;

- обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности;

2) сроки и последовательность действий, а также порядок взаимодействия с работодателями в процессе осуществления госнадзора.

Как следует из Регламента, предметом госнадзора является:

1) соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности:

- выплаты зарплаты и расчета при увольнении;

- оплаты отпусков;

- соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

- обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда;

2) выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав граждан.

Госнадзор может осуществляться в отношении:

- работодателей - юридические лица либо физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вступившие в трудовые отношения с гражданами, а также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вступившие в трудовые отношения с гражданами в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства;

- работников - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вступившие в трудовые отношения с работодателями.

Регламентом закреплены права и обязанности уполномоченных должностных лиц Роструда и ГИТ, а также работников и работодателей.

Кроме того, Регламентом определен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть истребованы у работодателя в ходе проведения проверок.

Проведение плановых проверок работодателей в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска должно осуществляться со следующей периодичностью:

- для категории высокого риска - один раз в 2 года;

- для категории значительного риска - один раз в 3 года;

- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;

- для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет;

- для категории низкого риска - не проводятся.

При этом в случае отсутствия решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя должна считаться отнесенной к категории низкого риска.

При проведении плановых проверок работодателей государственные инспекторы труда должны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). В частности, в распоряжении или приказе на проведение плановой проверки указываются реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), который будет использован при проведении плановой проверки.

В целом, Регламентом предусмотрена процедура проведения как плановых, так и внеплановых проверок.

Регламентом предусматривается, что продолжительность каждой проверки не должна превышать:

- по общему правилу - 20 рабочих дней;

- в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год, если федеральными законами не предусмотрено иное.

Результатом осуществления госнадзора согласно Регламенту могут выступать:

- акт проверки;

- акт о невозможности проведения проверки;

- обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений;

- предписание о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;

- предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

- предписание о запрете использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- протокол об административном правонарушении;

- направление в правоохранительные органы и в суд других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии со статьей 357 Трудового кодекса РФ.

Одновременно на основании приказа Минтруда России от 13.06.2019 № 400н утратившим силу признан Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н.

 

 Дата вступления в силу - 22.10.2019


    Новости