В 2022 году Всемирный день прав
потребителей, который ежегодно отмечается 15 марта, будет проходить под
девизом: «Справедливые цифровые финансовые услуги» (Fair Digital Finance).
Исследования показывают,
насколько быстро происходит развитие цифровых финансов. Ожидается, что к 2024
году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда
человек. Одновременно с этим существенно возрастает и риск финансового
мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к
услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.
Роспотребнадзор сообщает, что при анализе
обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг,
поступивших в территориальные органы ведомства, можно увидеть, что их структура
и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее
актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики,
посягающие на следующие права потребителя:
– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия
потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских
карт и т. п.);
– на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя,
взыскание задолженности).
В последние годы, особенно
в аспекте перехода на дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным,
что скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно
превышает скорость построения защиты от таких противозаконных действий.
Роспотребнадзор отмечает, что финансовые организации зачастую не разъясняют
клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате
доверчивые и пожилые клиенты становятся объектом интереса для мошенников.
Достаточно длительным и
серьезным является и диалог различных участников рынка и государственных
органов о последствиях лавинного роста интереса обычных граждан к
инвестированию. Упрощение процесса приобретения финансовых инструментов (акции,
облигации, доверительное управление и некоторые иные) за счет цифровизации продаж
способствовали поиску потребителями потенциально более доходных инструментов
инвестирования, альтернативных банковским вкладам. На развитие этого процесса
во многом повлияли банки, которые заинтересованы в расширении продаж финансовых
продуктов с целью наращивания комиссионных доходов. Наибольшей популярностью у
физических лиц пользуются вложения в ценные бумаги через брокерские счета.
Однако «безналичное
потребление» также создает новые и усугубляет традиционные риски для тех, кто
находится в уязвимом положении и не готов к таким динамичным переменам.
Для обеспечения
справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и
скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых
финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к
регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе
которых лежит защита и расширение прав и возможностей
потребителей.